Санкт-Петербург, ул. Казанская, 7, лит. В (8812)-244‑38-25
Компания
напитки
производство
сотрудничество
полезно знать
новости
Традиции приготовления
• О хмельном меде •
Традиции приготовления

Традиция медостава заключалась в том, чтобы взять две трети и более мёда и одну треть сока ягод и/или малины без добавления воды. В смесь добавлялся хмель, после чего она подвергалась естественному брожению в бочках или открытых чанах, после чего её многократно переливали и выдерживали в засмоленных бочонках, которые зарывали в землю на длительный срок. Употреблять хмельной мед можно было уже на третий год. Но идеальным сроком выдержки для напитка считались 10 лет.

Поначалу мед был исключительно привилегированным напитком и для частого употребления он был доступен только волхвам, княжескому двору, знати и чиновникам того времени. Простые люди, в том числе дружинники и рабы, пили мед только по большим праздникам в честь Перуна или Стрибога, а также во время победных застолий. В Древней Руси это был самый популярный и почитаемый культовый напиток. Постепенно производство меда стало почти индустриальным и, начиная с XII века, им могли регулярно наслаждаться все, у кого были деньги. Мед узнали и полюбили в заморских странах, куда его в весьма приличных количествах завозили купцы. Медом было разрешено платить налоги и подати. Со временем, он стал заметным источником доходов и превратился в национальный спиртной напиток повседневного потребления. Его стали широко изготовлять для собственных нужд простолюдины, проживающие в лесных районах.

Весьма вероятно, что хмельной мед спокойно существовал бы и сейчас, но этому помешало несколько событий. Главное из них – крещение Руси, в ходе которого князь Владимир мгновенно низверг не только старых богов, но и главный культовый напиток. Употребление меда во славу множества языческих богов было запрещено. На смену ему был призван другой ритуальный напиток – заморское красное вино «мальвазия», олицетворяющее собой кровь Христову.

Однако чуть подальше от Киевского княжества еще долго продолжали и варить, и пить мед в честь старых богов, игнорируя указы и притеснения. А вот самые веселые времена наступили тогда для государственных чиновников, сборщиков налогов, бояр и княжеских дружинников. Мед быстро перешел из ведения волхвов, которые строго следили за соблюдением правил и ритуалов его потребления, под полное и безраздельное покровительство правящей братии.

Мед перестал быть предметом культа, а потому его стало возможным пить в любое время, заготавливать впрок, устраивать медовые поборы, ну и, конечно, торговать им. Таким образом распространился мед далеко за границы Руси и превратился в «стратегический товар», наряду с воском, пенькой и дегтем.

Учитывая, что мед был достаточно дорог, его стали вовсю вывозить контрабандой, минуя заставы и таможни. Большое количество меда стало уходить на содержание военных дружин и ополчений. Однако вскоре первый русский национальный спиртной напиток стал большим дефицитом. Обнаружилось, что пчелиные ульи в дуплах и колодах не бездонны, а леса понемногу начинали редеть. В результате цена на хмельной мед постепенно поднялась настолько, что не под силу стало покупать его даже многим состоятельным людям. И хмельной мед снова стал только царским и боярским напитком, подаваемым по праздникам. Случилось это в конце XVII века.

В XVII веке медоварение уже становится редким явлением, эпизодически случающееся только в "домашних", богатых усадьбах. В окончательном исчезновении традиции классического медостава и медоварения виноваты и войны XVII века, и массовые перемещения населения в петровскую эпоху. Но гибельным для всех видов меда стало распространение водки. Постепенно она вытеснила мед окончательно и безвозвратно. Утрачивались даже рецепты приготовления, поскольку они не регистрировались, а передавались в устной традиции.

теги
Дата
20 April 2017
Отзывы
Оставьте ваш отзыв